Программа длительного курса «Нарративная терапия»
2012 – 2013 гг.
Преподаватели:
Екатерина Жорняк — психолог, семейный терапевт, нарративный консультант. Старший преподаватель кафедры системной семейной терапии Института практической психологии и психоанализа. Член Общества семейных консультантов и психотерапевтов. Соучредитель Центра нарративной психологии и практики.
Екатерина Дайчик — психолог, семейный терапевт, нарративный консультант. Преподаватель кафедры системной семейной терапии Института практической психологии и психоанализа. Член Общества семейных консультантов и психотерапевтов. Соучредитель Центра нарративной психологии и практики.
Нарративная терапия — возникший около 30 лет назад и активно развивающийся, постмодернистский, конструкционстский подход к психологической помощи людям, в котором люди видятся как эксперты в собственных жизнях, а профессиональная позиция предполагает уважительное, не обвиняющее и заинтересованное отношение к любым человеческим историям. Сегодня — одно из ведущих направлений в индивидуальном консультировании, семейной терапии и работе с сообществами.
Задача курса: подготовка квалифицированных специалистов в области семейной, индивидуальной терапии, а также различной социальной работы в рамках нарративного подхода к практике оказания психологической помощи.
Участники получают: теоретические знания в нарративном подходе; знакомство с этикой постмодернистских психотерапевтических подходов и ее практическое исследование; практические навыки и опыт нарративной работы с клиентами.
Курс рассчитан на: практических психологов, психотерапевтов, социальных работников, а также на студентов психологических и психотерапевтических факультетов.
Продолжительность и структура курса:
Курс состоит из основной части и идущих параллельно дополнительных занятий по выбору. Основная часть курса состоит из трех блоков общей продолжительностью 170 академических часов, 34 занятия по 5 академических часов проходят раз в неделю, в будний день с 10.00 до 14.15. Занятия по выбору идут параллельно основному курсу в выходные. Программа пройдет с сентября 2012 по июнь 2013.
Более подробно с расписанием первого блока основной части можно познакомиться здесь. Расписание может изменяться и дополняться в соответствии с пожеланиями участников.
Предварительное расписание тренингов по выбору смотрите здесь.
Чтобы принять участие в программе, необходимо пройти собеседование.
Содержание основной части курса:
1 блок. Введение в нарративную терапию. Теория и тренинг. Включает в себя упражнения в малых группах, в большой группе и общие обсуждения. Продолжительность 14 занятий, проходит с 20 сентября 2012 г. по 27 декабря 2012 г..
2 блок. Обучение и клиентский опыт в группе. Работа в рефлексивных командах и группах свидетелей (с участниками группы в роли клиентов) с участием супервизора. Тренинг «что такое хороший вопрос» с волонтерами — клиентами из группы. Продолжительность 10 занятий, проходит с 17 января 2013 г. по 21 марта 2013 г..
3 блок. Начало практики. Работа с клиентами с привлечением рефлексивной команды из участников группы и с участием супервизора. Продолжительность 10 занятий, проходит с 28 марта 2013 г. по 13 июня 2013 г..
Общее содержание курса:
Тренинги, посвященные освоению отдельных терапевтических практик и их сочетаний, выработке терапевтической позиции, установлению и поддержанию хорошего терапевтического контакта, разрешению типичных сложностей и ловушек, в которые попадает нарративный консультант;
Обучение различным формам работы — нарративные рефлексивные команды, команды свидетелей;
Проведение различных форм супервизий: «сухие» супервизии с участием нарративных рефлексивных команд, и групп свидетелей, «живые» супервизии (терапевт — участник группы приходит на супервизию с клиентами) с участием нарративных рефлексивных команд и групп свидетелей.
Наблюдение за терапевтическими приемами, проводимыми тренером, и участие в них в качестве членов нарративной рефлексивной команды и группы свидетелей.
Тематический план
1. Введение в нарративную терапию
1.1. Нарративная теория: постмодернизм, социальный конструкционизм и нон-структурализм в терапии. Допущения, лежащие в основе нарративного подхода. Люди как истории, реальность как конструкт, истина как недоказуемое и неопровержимое, социальный контексты — неотъемлемая часть существования историй, активная позиция человека по отношению к своей жизни.
1.2. Нарративная этика: сотрудничающая позиция нарративного консультанта. Установки нарративного консультанта: оптимизм, уважение, неэкспертность, прозрачность, «не-знание», любопытство, настойчивость, соавторство. Создание условий для исследования людьми активной позиции по отношению к конструированию собственных жизней.
1.3. Нарртивная практика (техники \ виды бесед).
· Экстернализация — отделение проблемы от человека/семьи. В этом подходе проблемы рассматриваются как отделенные от людей, и предполагается, что люди достаточно компетентны и дееспособны и обладают большим количеством способностей, умений и знаний, которые могут помочь им изменить неудовлетворительные отношения с проблемой, взяв при этом на себя ответственность за эти отношения.
· Деконструкция — процесс «распаковывания», делания видимыми «само собой разумеющихся» допущений и идей, лежащих в основе определенных социальных практик, маскирующихся под истину или реальность. В результате люди становятся способны «разглядеть» влияющие на них идеи и, сформировав к ним свое собственное ответственное отношение, сделать сознательный выбор. Поиск уникальных эпизодов — аспектов опыта человека, которые лежат за пределами или противоречат проблемной истории и открывают «двери» в альтернативные истории.
· Создание альтернативной, предпочитаемой, истории — истории, развивающейся в процессе консультирования, основанной на предпочтениях клиента и противостоящей доминирующей истории, поддерживающей влияние проблемы.
· Создание аудиторий для альтернативной истории — истории не существуют в вакууме, они наполнены другими людьми и взаимодействием с ними. Создавая жизнеспособную альтернативную историю, мы должны позаботиться о том, чтобы у нее были свидетели.
· Re-membering conversations (беседа, восстанавливающая участие) — беседа, направленная на пересмотр участия в жизни клиентов «Значимых Других», поддерживающих и не поддерживающих предпочитаемую историю.
· Отсутствующее, но подразумеваемое. Теоретическое обоснование концепции «Отсутствующего, но подразумеваемого». Карта беседы, основанной на идее «Отсутствующего, но подразумеваемого». Возможности применения этой беседы.
· Использование письменных практик в работе нарративного консультанта. Терапевтические письма, возможности их применения. Другие терапевтические документы - сертификаты, грамоты, декларации и т.д..
1.4. Карты нарративной практики — освоение и использование «картирования» нарративных бесед — выделения различных смысловых и структурных уровней в беседе, анализ перехода от уровня к уровню, графическое изображение беседы.
2. Различные формы нарративной работы — нарративные рефлексивные команды и группы внешних свидетелей.
· Церемонии признания самоопределения.
· Принципы работы нарративной рефлексивной команды и внешних свидетелей.
3. Тренинг «Что такое хороший вопрос».
Как задать хороший Вопрос? — Основное что делает нарративный консультант — задает вопросы. Что такое хороший нарративный вопрос и как его придумать.
4. Участие в нарративных рефлексивных командах и группах свидетелей в качестве терапевта, клиента или участника команды.
Принять участи в первом блоке могут все желающие, по результатам собеседования
Оставить заявку на участие в курсе можно тут!
Во втором блоке могут принять участие люди, успешно завершившие обучение в первом блоке, а также люди, имеющие соответствующую подготовку и прошедшие собеседование
В третьем блоке могут принять участие люди, успешно завершившие обучение во втором, а также, те, кто имеет соответствующую подготовку. Для новых участников предусмотрено собеседование и исследование своей готовности к участию в работе с клиентами
Список обязательной литературы.
1. «Карты нарративной практики», Майкл Уайт, М., «Генезис», 2010.
2. «Конструирование иных реальностей», Джилл Фридман, Джин Комбс, М., «Класс», 2001
3. «Нарративная терапия: от дебатов к диалогу», Е. Жорняк, Журнал практической психологии и психоанализа №4 декабрь 2001 г.
Список рекомендуемой литературы.
1. «Нарративная медиация», Джон Уинслэйд, Джеральд Монк, М., Центр «Судебно-правовая реформа», 2009.
2. “Narrative means to therapeutic ends”, Michael White, David Epston, W.W. Norton&company, New York, London.
3. “Re-membering lives. Conversations with the Dying and the Bereaved” Lorraine Hedtke, John Winslade, Baywood Publishing Company, Inc/ Amityville, New York.
4. Материалы библиотеки сайта narrative.ru.
5. Материалы сайта Дарьи Кутузовой narrlibrus.wordpress.com
В зависимости от предпочтений участников в программу курса могут вноситься изменения и дополнения.
Количество мест ограничено.
Длительные программы обучения нарративной терапии разрабатываются и проводятся сотрудниками Центра с 2004 г. и являются собственностью их авторов. Если Вы хотите воспользоваться программой или ее частью, поговорите с нами об этом.